Условно или не очень ?  

Многие предприятия промышленного железнодорожного транспорта и предприятия оказывающие услуги по ремонту локомотивов, несомненно озадачены последнее время ситуацией о необходимости иметь так называемый условный номер клеймения полученный на соответствующие виды работ, соответствующие изменения были внесены и в Правила технической эксплуатации железных дорог РФ. Данный вопрос конечно же актуален и для нас, и мы в данной статье попробуем разобраться в этой ситуации в правовом поле. Дискуссий много, противоречий-достаточно. ОАО РЖД 11.09.2017 года издает распоряжение № 1852 Р "Об утверждении Положения о допуске локомотивов и локомотивных бригад сторонних организаций с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования" в котором также в пункте 11 указанного Положения присутствует обязательное требование в части наличия условного номера клеймения ремонтного предприятия осуществлявшего ремонт локомотива, и конечно же с точки зрения как владельца инфраструктуры этот шаг понятен, но ни о каком либо переходном периоде для Предприятий в этом документе ни слова, т.е.представители ОАО РЖД считают, что в одночасье эти условные номера должны появиться у всех?  

Анализ Правил технической эксплуатации железных дорог РФ по условному номеру клеймения. 

Процитируем пункт  Правил технической эксплуатации железных дорог РФ Приложение №5 пункт №1

"Железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнение требований по охране труда и пожарной безопасности.
Ремонт железнодорожного подвижного состава должен выполняться на предприятиях, имеющих условный номер клеймения, полученный на соответствующие виды работ в соответствии с Положением об условных номерах клеймения железнодорожного подвижного состава и его составных частей, утвержденным и введенным в действие решением шестьдесят первого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества 21-22 октября 2014 года."

Т.е. соответствующие виды работ установлены "Положением об условных номерах клеймения", было бы логичным досконально изучить данный документ, и понять, так какие предприятия должны все таки пройти процедуру по получению условного номера клеймения?

Анализ "Положения об условных номерах клеймения железнодорожного подвижного состава и его составных частей", утвержденным и введенным в действие решением шестьдесят первого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества 21-22 октября 2014 года."

Изучив данный документ, можно сделать следующие краткие тезисные выводы,что условный номер присваивается Предприятию в целях его идентификации и учета при осуществлении им функций по изготовлению, модернизации или ремонту Продукции. Для реализации указанного требования присвоенный Условный номер вносится в соответствующие информационные базы ИВЦ ЖА, а также при необходимости в национальные базы данных.
Условный номер предназначен для клеймения железнодорожного подвижного состава и его составных частей в соответствии с технической документацией на их изготовление, модернизацию или ремонт.
Нанесение конкретного Условного номера производится только Предприятием, которому данный Условный номер присвоен. Нанесение Условного номера другими Предприятиями запрещено.
Казалось бы, все понятно, достаточно конструктивно и информативно, но самое интересное- это содержание пункта 1.4.:
"Обязательному клеймению Условным номером подлежит весь железнодорожный подвижной состав, курсирующий в международном сообщении, а также его составные части согласно перечню, утвержденному Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества".

Вопросов больше, чем ответов.

И вот здесь начинаются вопросы...какое отношение различные предприятия ППЖТ и Владельцы локомотивов, а также Предприятия осуществляющие ремонт имеют к международному сообщению ? По логике и здравому смыслу в большинстве случаев никакого...

Почему ОАО РЖД в своем распоряжении делает акцент на обязательность наличия условного номера клеймения Предприятием осуществляющим ремонт локомотиву который выходит на пути общего пользования? На основании ПТЭ РФ ? Но ведь мы убедились в том, что данная процедура обязательна для подвижного состава курсирующего в Международном сообщении. Но тем не менее, нашим Партнерам уже сегодня запрещают выход локомотивам на станции примыкания, пока их Предприятиям не будет присвоен условный номер клеймения, ссылаясь на распоряжение ОАО РЖД № 1852. А ведь большинство данных предприятий в соответствии с требованиями приказа №28 Минтранса РФ прошли процедуру подтверждения соответствия своих ремонтных предприятий и имеют сертификаты в соответствующих системах сертификации на железнодорожном транспорте, а также в течении года проходят инспекционный контроль по соответствию своих ремонтных предприятий, более того, данные организации направили заявки в ФАЖТ, но до сих пор тишина....

Конечно же мы тоже за безопасность движения, за то, чтобы локомотивы находящиеся в эксплуатации и тем более имеющие право выхода на пути ОАО РЖД были в технически исправном состоянии, несомненно контроль нужен, но все таки не такими методами и способами, да и разве это критерий оценки и гарант безопасности? Нет коллеги, не гарант. Ведь необходимо понимать, что процедура присвоения условного номера не только не бесплатна, но и будет являться определенным финансовым бременем для Предприятий, ведь мы же понимаем что это не благотворительная акция... Кто в конечном итоге будет оплачивать все эти издержки в виде затрат на сертификацию, за процедуру присвоения условного номера клеймения? Не трудно догадаться, что это будет конечный потребитель услуг железнодорожного транспорта необщего пользования, и без того уже смотрящий в сторону перевозок своих грузов автомобильным транспортом.

Самое проблематичное в этой ситуации, это то, что предприятий заявителей на присвоение условного номера клеймения уже немало, а вот сама процедура, достаточно объемна и трудоемка...Чтобы в кратчайшие сроки охватить многие предприятия в России необходимо будет значительное количество времени и экспертов для выезда на эти предприятия...Интересно получается, в очередной раз документ издали, а как его исполнять и в какие сроки, как обычно мало кто знает.

Мы будем следить за развитием событий и в следующей статье обязательно расскажем о результатах нашего запроса в ФАЖТ о присвоении условного номера клеймения одному из наших официальных партнеров. Готовы к конструктивному диалогу и обмену информацией по данному вопросу.



Генеральный директор, эксперт ССЖТНП 
ООО "Сервисный Центр Железнодорожного Транспорта"
Куликов Денис Владимирович